покут

Почти каждое действие в белорусской народной культуре имело свое знаковое и символическое значение. С таким же символизмом белорусы издавна строили из бревен крестьянские дома (хаты), в которых жили. В современной жизни многие традиции теряются.

В жилой части белорусской хаты обычно было три балки, которые не только удерживали доски потолка, но и делили пространство на соответствующие зоны. Пространство от порога до первой балки (около печи) было зоной гостей, затем шла зона хозяев и, наконец, зона родословного дерева жизни и памяти.

Именно в первую балку, ближе к печи - символу жизни и зоны проживания старшего поколения, вбивался крюк, к которому крепилась колыбель для младенца. Таким образом балка объединяла два поколения.

В каждом деревенском доме были два символа жизни - печь и стол, которые обычно находились по диагонали друг от друга. Стол всегда стоял ближе к самому священному места - покуту (так назывался красный угол в народной культуре).

Покут - почетный угол, который исполнял роль копии храма. В верхней части угла всегда висела икона, покрытая самотканым полотенцем. При входе в дом человек должен был перекреститься перед иконой в углу и только после этого вести разговоры с хозяевами дома.

Каждое праздничное или ритуальное событие разворачивалось в непосредственной близости к покуту. Так, три рождественские кутьи стояли в углу, на скамье, застланной сеном и белым полотенцем. Там же находилась "бабья каша", а в течение года стоял "хозяин" - последний ржаной сноп очередного урожая.

За свадебным столом молодые сидели в красном углу. Стена со стороны двора символизировала территорию хозяев, поэтому вдоль нее садились гости со стороны молодого. Невеста приходила "с улицы", а потому представители ее рода рассаживались вдоль стены с окнами.

Второй раз человек занимал это почетное место после смерти. Гроб ставили головой к иконам.

За иконами, что висели в красном углу, обычно хранились сретенские свечи, без которых не проходило ни одно ритуальное событие; в белом платке горстка земли со следом парня, который пошел в армию; красное пасхальное яйцо и так далее.

Трижды в день в почетном углу собиралась семья, чтобы подкрепиться не только физически, но и духовно.

Оксана Котович, Янка Крук.